"Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок".
(Осип Мандельштам)
Мне хочется уподобить терапевтическую работу, которую осознанный человек совершает с собственной психикой, восточному искусству бонсай - выращивания карликовых деревьев.
Деревом в этой метафоре становится первородное эмоциональное начало человека и отблески в нём других людей, встреченных человеком на жизненном пути - живьём ли, или в виде результата их трудов.
Садовником мы назовём сознание, внутреннего наблюдателя, Здорового Взрослого... Он един, хоть у него и много наречий. Какое-нибудь из них вспомнится и вам, я уверен. Пусть имена не разделяют нас.
Действуя в союзе с нейронным деревом, внутренний садовник создаёт душевную красоту человека.
Искусство бонсай - не для торопливых, и не для поклонников полного творческого контроля "с чистого листа". Ведь корни каждого бонсай уникальны, сформированы неуправляемым вихрем ранней жизненной поры дерева.
Садовник работает лишь со стволом и ветвями. Чтобы видоизменять их, нужно значительное время.
Порой изменения идут не вполне по плану. Можно быть сколь угодно кропотливым садовником и без конца срезать "плохие" ветви, но так и не добиться от дерева развития, если это развитие не откликается природе дерева. Более того: идти упрямо против природы дерева - значит обрекать его на куцее существование в тисках "норм".
Всякое дерево полно потенциалов, которым садовник может дать или не давать хода. Но садовник не может навязать дереву тот потенциал, которого в дерево не заложила природа.
Бонсай - искусство корректирования потенциалов с целью достижения наибольшей самобытной красоты.
Дерево порой решает расти в причудливых направлениях, нарушая сложившиеся представления садовника о нём. Ветви, казавшиеся самыми перспективными, вдруг завершаются, а крохотные ростки наполняются жарким теплом большого будущего.
Но опытный садовник не боится, что дерево своевольно испортит его творческую задумку. Садовник знает, что к пугающим проявлениям дерева следует пристально присмотреться. Тогда появляются хорошие шансы создать из того, что кажется страшным, красоту. Ведь из чего же её ещё сделаешь?
Да, будущее, бывает, пугает. Но прошлое - чужая страна.
Спокойный садовник не упрекнёт дерево: "Как тебе не стыдно было начать расти в эту сторону"? Рост - естественная работа, долг дерева. Направлять рост - работа садовника.
Мудрый садовник знает, что он - слуга дерева, а не наоборот. Дерево без садовника - хоть и дикий, но фрагмент природы. Садовник же без дерева - вовсе ничто, и нет ему от себя никакой пользы.
Заботливый садовник принимает наметившийся признак новой ветви как свершившийся факт, и действует дальше исходя из вопроса: "Красиво ли будет дать этой ветви естественный ход?"
Если нет, или можно добиться ещё большей красоты, то садовник вносит коррективы. Но проницательный садовник знает, что наилучший эффект даст та корректива, которая отвечает ценностному позыву дерева. Садовник облагораживает конечную форму дерева, не меняя его сутевые стремления.
Так и мы, обнаруживая в себе новые побуждения, мысли, зарождающиеся привычки или привязанности, - прежде всего заслуживаем от самих себя пристального внимания, слушания и заботы. И, в конечном счёте, - направления, которое сделает нас крепче, устойчивее, своеобразнее, многограннее. Красивее.
Получив должный уход от нашего садовника, мы сможем, переменяя листву наших настроений и проявлений, радостно встречать и с грустью провожать сезоны нашей жизни. В том её полнота.
А кроме того: начиная с себя, познавая границы и потенциалы своего дерева, больше и больше овладевая искусством взращивания своей собственной красоты, мы со временем всё полнее осознаём себя одним из многих деревьев в большом прекрасном саду.
Мы осознаём, что есть ещё большая красота, чем красота одного нашего дерева. Это красота аккуратного соприкосновения ветвей и корней разных деревьев. Красота обмена птицами. Красота мягкого смыкания крон. Без нужды, борьбы, контроля и подавления, но с совместной радостью близости.
И вот уже, освоив навыки открытого и бесстрашного диалога с другими садовниками, мы становимся способны на основе прочных доверительных связей создавать изящные и гармоничные композиции из наших прекрасных деревьев.
А вы - какое дерево?
И как вы думаете, какие утончённые композиции мы с вами могли бы составить сообща, если бы умели ясно говорить себе и друг другу искренние, проницательные и любящие слова?
Побудьте с этими вопросами.
И пусть нам хватит света, воды и места.